Упало давление, смешались теплоноситель и вода — в чем причина?

Леонид, Орехово-Зуевский район МО

В жилом загородном доме установлена система водоснабжения и отопления, включающая:

  • котел на твердом топливе с возможностью электрического нагрева теплоносителя;
  • бойлер с возможностью нагрева воды, как от котла, так и электричеством;
  • насос постоянного давления;
  • необходимое количество радиаторов.

Все это смонтировано в замкнутую систему с принудительным насосом для теплоносителя.
Перед зимнем сезоном я слил всю воду из системы водоснабжения также отключил от системы насос и оставил сливные краны, а также патрубки насоса открытыми. Когда я запустил отопление (разжег котел и включил насос, отвечающий за циркуляцию теплоносителя) теплоноситель начал вытекать из незакрытого крана водяной системы. После того как я перекрыл кран, из которого вытекал теплоноситель, давление в системе отопления упало до 0. Термометр котла дошел до 90 градусов, хотя рабочая температура обычно не более 60 градусов, и температура батарей была через одну или очень горячей или чуть теплой. Я попытался восстановить давление в системе отопления, подключил насос и попытался закачать в систему дополнительное количество теплоносителя (при рабочем состоянии системы). В результате как только я включил насос (для дополнительной закачки теплоносителя) теплоноситель хлынул из патрубка насоса системы водоснабжения.
Мой вопрос заключается в следующем.

  1. Как может быть связана система теплоносителя с системой водоснабжения, ведь теплоноситель токсичный?
  2. Как правильно переходить от комплексного режима работы системы отопления и водоснабжения к зимнему режиму, без водоснабжения?
  3. Как восстановить давление в системе отопления?

Ответ эксперта

Здравствуйте!

Все описанные вами факторы указывают на разгерметизацию водяного контура бойлера косвенного нагрева. Такая поломка является довольно распространенной, особенно в условиях, когда из контура периодически сливается вода, и он длительное время подвергается активной коррозии. Конечно, дистанционно нельзя быть стопроцентно уверенным в своей правоте, но на то, что теплообменник бойлера корродировал насквозь, указывают все факты:

  1. Появление теплоносителя в расходных ветках водопровода. Поскольку системы отопления и водоснабжения пересекаются лишь косвенно, то есть без смешивания рабочими жидкостями, в исправном состоянии контуров попадание теплоносителя в воду, ровно как и наоборот, исключено.
  2. Падение давления в системе отопления происходит как по причине подсоса воздуха через контур водоснабжения, так и благодаря утечке теплоносителя. Разумеется, в незамкнутом контуре создать требуемое давление невозможно.
  3. Неравномерный нагрев радиаторов отопительной системы свидетельствует о наличии большого количества воздуха в магистрали, что способствует образованию воздушных пробок. Не исключено, что причиной данного явления является подсос через водяной контур бойлера.
  4. При включенном НПД давление в водопроводе превышало рабочее давление в системе отопления, поэтому вода могла уходить в теплоноситель, но никак не наоборот. Когда же вы отключили насос и слили воду, препятствие для теплоносителя исчезло, поэтому антифриз и начал вытекать. Дополнительно этому способствовал включенный циркуляционный насос.

Устранить это явление можно заменой или ремонтом бойлера. Если вы решитесь на покупку нового устройства, выбирайте прибор с теплообменником из нержавеющей стали, так как даже медный контур склонен к электрохимической коррозии, особенно в системах со смешанными материалами (сталь-медь-алюминий). Для восстановления давления достаточно будет удалить воздух из системы отопления и восполнить потерю теплоносителя.

Процедура перехода на зимний режим в вашем случае совершенно верна и не требует корректировки. Напоследок хотелось бы вам посоветовать установить дополнительные шаровые краны перед расходными точками, а магистрали утеплить и оснастить подогревающим кабелем. В этом случае не придется полностью сливать воду из системы. В дальнейшем достаточно будет перекрыть установленные вентили и открыть расходные краны.

Возможно, вам будет интересно узнать